Фильм «Тогда. Сейчас. Потом»: новаторский эксперимент или творческая неудача? Взгляд на американскую историю через призму одной гостиной
Создатели культового «Форреста Гампа» — режиссер Роберт Земекис, сценарист Эрик Рот, композитор Алан Сильвестри и звезды Том Хэнкс и Робин Райт — впервые за 30 лет воссоединились для работы над амбициозным проектом «Тогда. Сейчас. Потом». Картина, вышедшая в 2024 году, представляет собой смелый кинематографический эксперимент, который уже доступен для просмотра в онлайн-кинотеатре Okko.
Новаторская форма и технологический прорыв
тогда сейчас потом 2024 (оригинальное название «Here») стал первым полнометражным фильмом, снятым с использованием технологии дипфейк для омоложения и старения актеров в реальном времени. Технология Metaphysic Live позволила Тому Хэнксу и Робин Райт сыграть своих персонажей в возрасте от подросткового до преклонного.
Еще более радикальным решением стала статичная камера — на протяжении всех 104 минут фильма зритель наблюдает за событиями из одной фиксированной точки, никогда не меняющей ракурс. Этот смелый творческий ход режиссер Роберт Земекис позаимствовал у оригинального графического романа Ричарда Макгуайра «Здесь», опубликованного в 2014 году.
История, застывшая в одном пространстве
Действие фильма разворачивается в одной гостиной дома в Новой Англии, но охватывает огромный временной период — от эпохи динозавров до наших дней. Камера зафиксирована в неподвижном положении, а эпохи сменяют друг друга через внутренние окошки и порталы, создавая эффект исторической проницаемости кадра.
В основе повествования — жизнь нескольких поколений семей, сменявших друг друга в этом доме. Центральной стала история семьи Янгов: Ричарда (Том Хэнкс) и Маргарет (Робин Райт), чья жизнь проходит перед зрителем от юности до старости. Параллельно мы видим и других обитателей этого пространства: индейцев, колонизаторов, семью летчика в начале XX века, богемную пару и современную афроамериканскую семью, столкнувшуюся с пандемией COVID-19.
Противоречивые оценки и кассовый провал
Критики встретили фильм прохладно, признав его творческой неудачей Земекиса. На сайте Rotten Tomatoes рейтинг картины составил всего 38%, а на Metacritic — 40 баллов из 100. Обозреватели отмечают, что новаторская форма не спасает банальное содержание: «возмутительная общая банальность» происходящего на экране и «рваный сюжет» делают фильм «амбициозным, но бездушным экспериментом».
Фильм также потерпел кассовый провал: при бюджете в 45 миллионов долларов он собрал всего около 13 миллионов в мировом прокате. Аналитики связывают это как с незаинтересованностью аудитории, так и с необычной формой картины.
Несмотря на критику, «Тогда. Сейчас. Потом» остается любопытным экспериментом в истории современного кинематографа. Это смелая попытка переосмыслить традиционные подходы к повествованию и исследовать вечные темы времени, памяти и непрерывности жизни. Для тех, кто ценит кинематографические эксперименты и ностальгические истории о скоротечности бытия, фильм доступен для просмотра в онлайн-кинотеатре Okko.