Почему современная реклама часто бьет мимо цели
В мире очень много рекламы. Что печально — много плохой рекламы. И Украина не исключение. Исследование Millward Brown говорит, что из 2900 рекламных сообщений зрители запоминают только четыре. Восемь из десяти запущенных новых продуктов перестают существовать после первого года. Не в последнюю очередь из-за того, что реклама игнорирует то, что значит быть человеком. Почему? Что не так?
Вероятнее всего, мы многого не знаем в своей профессии. Точнее, не знаем наверняка, что конкретно и как приводит потребителя от экрана телевизора к полке. По сей день, многие маркетологи пользуются традиционной моделью принятия решений, называемой AIDA – аббревиатурой, образованной от слов Attention (внимание) – Interest (интерес) – Desire (желание) – Action (действие). По идее эта модель показывает последовательность взаимодействия рекламы и потребителя. Но так ли это происходит на самом деле.
AIDA была придумана задолго появления кино, радио и телевидения — в 1880 году и использовалась для стандартизации рекламных объявлений сейлзмена на стендах торговых выставок. Сколько я не задавал вопрос, почему эта модель используется там, для чего не предназначена – внятного ответа не получил. Стал интересоваться вопросом глубже: исследования в психологии и нейрологии работы мозга доказывают, что наше представление об описываемой линейной логике восприятия поверхностны, особенно там, где вопрос касается базовых мотиваций.
В 2002 году Дениел Канеман изучая механизмы принятия человеком решений в ситуации неопределенности полчил Нобелевскую премию. Все последующие исследования в этой области называют человека не рациональным, а рационализирующим существом. Но по-прежнему многое движется по старым рельсам — полагаясь на человеческую логику, максимально пичкая потребителя сведениями о продукте в надежде на его здравый смысл. Тогда почему мы покупаем простую воду в сотни раз дороже себестоимости? Почему номера с видом на море дороже окон во двор?
Любым, даже самым обдуманным решением руководят эмоции. Все наверняка знают людей, которые ни за что на свете не сядут в самолет. Если вы приведете статистику, доказывающую что шансов разбиться в самолете не больше чем утонуть в ванной, они тут же приведут ряд случаев крушений за последние несколько лет. Это явление называется «игнорированием вероятности».
Если вы хотя бы однажды выбирали себе офис или квартиру, знаете какое количество фактов следует учесть — цена, месторасположение, размер и т.д. Я, выбирая офис, насчитал около 30и базовых. На деле их все учесть почти невозможно. Но зайдя в пятое, шестое, десятое помещение ты просто ощущаешь – нравится, а логический ум уже «дорисовывает» нужные детали.
Первоочередность эмоций в принятии решений ярко иллюстрирует случай произошедший с американским финансистом по имени Эллиот. Ему провели операцию по удалению доброкачественной опухоли, в результате которой пострадал участок мозга, известный под названием «орбитофронтальная кора», отвечающий за эмоции. Эллиот перестал испытывать какие-бы то ни было эмоции. Во всем остальном он остался абсолютно нормальным человеком. Он полностью сохранил моторные и речевые функции, его IQ не уменьшился ни на единый пункт (причем по уровню IQ он попадал в верхние 3%). Не смотря на ясность мышления он больше не мог принимать решения. Никакие. Он мог потратить несколько часов на изучение ближайших ресторанов, вплоть до составления схем залов и изучения освещения столиков, но так и не мог решить, в каком из них пообедать.
Наш мозг оперирует понятными логическими конструкциями, всегда может взвесить «за» и «против», а также объяснить, почему он пришел именно к такому результату. К сожалению, он крайне медлителен и неглубок — он неспособен оперировать одновременно более чем семью объектами и при большом количество входящих данных буквально захлебывается, выдавая в итоге на выход во-первых, чушь, во-вторых, через полчаса после того, как уже стало позднo. А теперь попробуйте представить сколько информации вторгается в человеческий мозг во время 15-минутной рекламной паузы?
Человеческий мозг безжалостен к рекламе не вызывающей эмоций. Если отсутствует эмоциональное вовлечение, практически нет шанса, что информация продержится в голове до похода в магазин. Удивительно, но противоречивая реклама, но не оставляющая равнодушным — работает практически также как и та, которая нравится – мозг как-бы стирает знак минус.