Бренд советский

Бренд советский

Известные торговые марки времен СССР сможет использовать любой производитель

Сладкие бренды «Аленка», «Мишка на Севере», «Кара-Кум» могут стать «всеобщим достоянием». Идею возврата коллективной собственности на советские товарные знаки рассмотрит Совет Федерации.

Предполагается, что потребителям это пойдет только во благо, поскольку на рынке появится больше производителей любимых конфет. Однако эксперты расходятся во мнении, будет ли польза от реформы.
 Ранее, как уже писала «РГ», похожее предложение поступило в Госдуму. К теме товарных знаков Совфеду предложил вернуться сенатор Эдуард Россель. Как пояснили «РГ» в аппарате Росселя, речь идет о поправках в Гражданский кодекс, возвращающих норму, которая действовала до 2007 года. По ней за производителем, который выпускал продукцию под советскими брендами до 1992 года, сохраняется право на дальнейшее безвозмездное использование этих товарных знаков. Спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко попросила Комитет по экономполитике рассмотреть этот документ. 


Исторически на кондитерских и пищевых предприятиях страны производилась продукция под торговыми марками, разработанными государственными отраслевыми институтами за счет средств государственного бюджета, напоминает Россель. Названия этих марок в условиях единой советской экономики были продуктом общего пользования, кондитерские изделия и шоколад выпускали практически все фабрики страны, конкурируя только в качестве. В конце 90-х — начале 2000-х годов бренды приватизировали. А норму, которая разрешала производителям, ранее выпускавшим продукцию под советскими товарными марками, свободно пользоваться ими и дальше, отменили. Это сделали, чтобы закрыть лазейку для иностранных компаний, которые, приобретая бывшие советские предприятия, получали право бесконтрольно и бесплатно использовать также известные во всем мире товарные марки.

В результате российские суды оказались завалены исками новых владельцев советских товарных знаков к другим производителям. По данным Росселя, сумма финансовых претензий превышает три миллиарда рублей. Чтобы прекратить судебные распри, и нужны поправки в Гражданский кодекс РФ. В свое время Роспатент предлагал придать советским маркам статус знаков соответствия, увязав их с рецептурами с последующей передачей права пользования отраслевым уполномоченным органам, напомнил сенатор.


«Так, например, сделали в Казахстане. Но этого не произошло, и национальное достояние сегодня не является инструментом исполнения федерального бюджета, а стало оружием в конкурентной борьбе», — заметил сенатор, выступая на заседании, и предложил Совфеду поддержать подготовленный по этому поводу законопроект. У одного бренда не может быть множества хозяев, считает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Русбренд» Алексей Поповичев.

 «В том же Советском Союзе, когда сигареты, алкоголь, конфеты по единому ГОСТу выпускали разные предприятия, люди ходили и искали продукцию определенной фабрики. Потому что вкус, пусть незначительно, но все-таки отличался», — замечает Поповичев. По его мнению, обобществление товарных знаков может привести к тому, что потребитель не сможет отслеживать, тот ли товар, который ему нужен, он покупает. «Если ту же «Аленку» будут выпускать 125 фабрик и на рынке появится 125 видов разных «Аленок», это, скорее, навредит потребителю. Опять же, принятие законопроекта поставит под вопрос окупаемость инвестиций, которые многие компании, ставшие владельцами советских брендов, уже вложили в развитие этих товарных знаков», — полагает собеседник «РГ».


Кстати, проблема использования советских брендов не внутрироссийская. По подсчетам Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), примерно один процент товарных знаков, которые используются на территории Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана, родом из СССР. С их применение тоже время от времени возникают проблемы.
Бренд советский


По материалам:
http://www.advertology.ru