Бизнес-мифы
Чем старше и заметнее становится бизнес, тем больше с ним связывается мифов. Хорошо, когда эти интригующие истории создают клиенты и покупатели, однако мифы, которые искусственно вынашивают маркетологи, ничем не хуже. Такими мифами легче управлять, к тому же они всегда сочетаются с корпоративным духом, про них пишут в прессе. Самые известные правдивые и не очень истории описаны ниже.
1) Coca-Cola - ее рецепт уже 126 лет держится в тайне, причем даже от производителя. Из 139 900 сотрудников компании тайну «Кока-Колы» знает не больше дюжины человек, так говорят слухи и показывают телевизоры. Конспирация сильно будоражит воображение общества: как же компания поступает с кокаином, который содержится в листьях коки? Производитель заверяет, что все листья тщательно очищаются от этого наркотика. Конкуренты в это время продолжают искать разгадку тайны напитка в архивах библиотек. Дело в том, что кто-то пустил слух о как-будто бы напечатанном полном составе напитка в одной американской газете 1979-го года.
2) Apple. Логотип Apple является, наверное, самым гениальным из изобретений фирмы. В нем есть и радость озарения, и христианские аллюзии, и установка на вкусовое отношение к своей жизни, и т.д. Но кроме этого, за логотипом, по слухам, есть человеческая история с сильным драматургическим уклоном. В 1954-ом году кумир создателей Apple - Джобса и Возняка, - Алан Тьюринг совершил самоубийство, сделал он это, надкусив отравленное цианидом яблоко. Тьюринг пошел на это из-за гонений общества, связанных с его гомосексуальными наклонностями. По другой легенде, яблоко появилось, когда недовольный Джобс пригрозил своим маркетологам на очередном совещании, что назовет компанию любой первой вещью, которая попадется ему на глаза. Все эти рассказы красивы, но далеки от правды, на самом деле логотип все же создали под впечатлением от Исаака Ньютона. На первом из эскизов яблока даже не видно, зато бросается в глаза английский джентльмен, сидящий под деревом и что-то старательно пишущий в записной книжке.
3) Procter&Gamble и Levi’s. По легенде маркетологам срочно нужно было заставить покупателей стирать больше домашним порошком и реже пользоваться химчисткой. Для этого составили фоторобот потребителя – офисного служащего, который вынужден из-за своей работы пять дней в неделю носить деловой костюм, а на выходных облегченно вздыхая переодеваться в джинсы. Последние, он стирал дома, а костюм относил в химчистку. Procter&Gamble и Levi’s профинансировали исследование, которое показало, что люди, работающие в свободной одежде более креативно и выносливее исполняют свои обязанности, а костюмы - провоцируют стресс. Обе фирмы ввели в своем штате сотрудников практику casual fridays — то есть свободного от дресс-кода дня недели, затем они с помощью СМИ навязали ее остальному бизнес-сообществу. В итоге сейчас 90% американских служащих в пятницу одеваются так, как им удобно. С той поры огромную популярность обрели порошки, стиральные машины и джинсы.