Секреты съемки рекламы
Заглянув за дверь фотостудии, можно обнаружить очень странные инструменты, которыми пользуются фотографы при работе с едой и другими «капризными» моделями.
Иногда смотришь на изображение вкуснейшего мороженого в рекламе и даже угадать не можешь, настоящее оно, силиконовое, из картофельного пюре или вообще в 3D. Поэтому у профессиональных рекламистов неизменно вызывает живой интерес не только результат работы, но и процесс его создания, закулисье индустрии — фильмы «making of» и секреты съемки рекламы.
Профессиональные фотографы и режиссеры знают, что спецэффекты бывают не только компьютерные. Пар из флакона, паутина из пульверизатора, жидкость для плавучести кубиков льда и прочие примочки известных производителей (Condor и Trengove Studios) эффектов для кино и рекламы.
Спецэффекты
Эффект пара
Эффект табачного дыма или тумана
Эффект водяных капель
Многие фотографы для достижения нужного эффекта наносят капли воды на кожу фруктов, овощей, запотевших бутылок и т.п. В реальности проблема состоит в том, что все, что можно обрызгать водой, немедленно высыхает под горячими лучами студийного освещения. Решить эту проблему может либо глицерин — он отлично смотрится на стенках бокалов и кожице фруктов. Либо капли «Drop Effect», которые наносятся на поверхность с помощью аппликатора, не высыхают и не испаряются.
Эффект льда
Ледяные кубики и целые замороженные глыбы в рекламе состоят из желатина. Перед работой их следует опустить в воду на несколько часов для того, чтобы они приобрели необходимый вид и форму, который может сохраняться в течение нескольких дней. С помощью бритвы можно создать айсберг любой формы. В случае продолжительного сухого хранения кубики снова могут быть выращены в воде до нормального размера, и эти превращения можно повторять многократно. Фудстилисты также используют, особенно при съемке льда в бокале с напитком, стеклянные или акриловые кубики.
Эффект росы
Роса из обычной воды под безжалостными софитами моментально испаряется. Сверкающая утренняя роса на траве и запотевшие бутылки, вынутые из холодильника, в рекламе это «дело рук» аэрозоля «Роса», значительно упрощающего съемку. Роса наносится пульверизатором и сохраняется длительное время, не испаряясь и не высыхая.
Эффект ледяной крошки
Съемка мясных и рыбных продуктов на природном мелко колотом льду — довольно трудно разрешимая проблема для фотографа. Под воздействием тепла такая крошка быстро теряет форму и тает. Для этих целей используется специальный химический состав. Чайная ложка состава насыпается на стеклянную поверхность (или в стеклянную посуду) с водой. Через 15 минут получается имитация ледяной крошки, которая сохраняет свою форму в течение многих часов и даже нескольких дней.
Эффект инея, изморози
Упаковки замороженных продуктов, бутылки, вынутые из морозильника и покрытые инеем, заиндевелая одежда, лица — такие сюжеты нередко приходится снимать профессиональному фотографу. Подобные природные эффекты сохраняются всего несколько секунд и быстро исчезают под действием теплового излучения студийных осветителей. Умельцы утверждают, что обычный дезодорант-спрей антиперспирант придает морозный налет. И что иней на бутылке можно получить при помощи соли и лака для волос. Однако, значительно облегчает съемку подобных сюжетов специальный аэрозольный состав, разбрызгиваемый на поверхность фотографируемых объектов. Такая изморозь сохраняется много часов.
Жидкость для плавучести кубиков льда
Есть и такой продукт. После разведения в воде эта жидкость способна поддерживать желатиновые кубики «льда» на поверхности воды.
Эффект снега
Еще несколько лет назад, чтобы снять зимний рекламный ролик, приходилось ждать подходящей погоды и красивого пушистого снега. Сейчас все изменилось, и снег, который не тает в теплых студиях и павильонах, доступен в любое время года. В магазинах спецэффектов можно купить уже готовый: даже при ближайшем рассмотрении его невозможно отличить от настоящего. Он сохраняет следы, а нанесенный через сито создает иллюзию свежевыпавшего снега. В роликах зиму снимают чаще всего при помощи «снеговиков» и их искусственного снега. Искусственный снег — это бумага и пластик. Огромные вентиляторы обычно стоят за камерой и распыляют белые снежинки в нужном направлении. Для создания в кадре сказочной истории, где необходим легкий-легкий снег, обычно используется пепел.
Имитация замерзшего оконного стекла
Морозный узор на стекло наносится также из баллончика: получившиеся через 15 минут продолговатые кристаллы льда напоминают тонкие лепестки хризантемы.
Эффект паутины
Почти в каждом фильме ужасов присутствует пыльная паутина, навевающая мрачные и драматичные чувства в сценах мистики и ужасов. Эта паутина распыляется из балончика. Нанести искусственную паутину можно почти на любой объект, включая, стены, окна, бутылки, книги и т.п. На снимках искусственная паутина выглядит неотличимой от натуральной.
Эффект пыли
Создание натуральной пыли требует времени, которого у фотографа всегда не хватает. Просто и быстро эффект пыли создают специальные порошки, которые нанесенные через сито, создают имитацию пыли при съемке композиций из старинных предметов.
Эффект пены
Белые хлопья пены, брызги, в которых отражается солнце, мощный янтарный поток обрушивается в кружку — такой кадр есть практически в любом пивном ролике. Пивную пену можно приготовить самому из стирального порошка или хозяйственных средств, которые взбиваются венчиком. Можно купить уже готовую: смешиваешь два ингредиента и 120 мл пены готово. Если не крупный план, то можно использовать и обыкновенную пену для бритья.
Эффект поджаренной корочки
Подкрашивать мясо, хлеб или овощи можно соевым соусом, йодом, мазутом или даже солидолом. Некоторые фуд-стилисты предпочитают поджаривать продукты строительным феном или паяльной лампой. Но продается и предназначенная именно для таких целей краска, несъедобная, но придающая золотистую корочку любым продуктам.
Муляжи
В фудстилизме существует два направления. Так называемые пуристы используют только настоящую пищу, в то время как другие их коллеги прибегают к искусству фудмуляжа, т.е. «фальсифицированию» продукта при любом удобном случае. Искусственная клубника на слегка размытом заднем фоне или акриловые кубики льда в стакане искусственного лимонада, или пластиковые ягоды и орехи в йогурте из клея ПВА.
Искусственные угли
Искусственный сыр
Искусственная вода
Искусственные ягоды
Искусственный цыпленок
Искусственное мороженое
Искусственные чипсы
Искусственная лужа
Простые хитрости
Для фудстилиста еда должна быть в первую очередь красивой. А не вкусной. К кухне фудстилизм имеет весьма посредственное отношение, а вот к отрасли наслаждений — самое что ни на есть прямое. Изображение продукта должно вызывать в первую очередь эстетическое удовольствие, лаская глаз и дразня чувства. Не зря фудстилизм часто именуют на западе food porn. Задача фудстилиста — добиться обильного слюноотделения во время просмотра картинок.
Поскольку хорошо приготовленная еда редко бывает фотогеничной, фотографии чаще всего создаются часами при использовании фотоаппаратов, вспышек, фонов, дорогостоящих объективов, фудкосметики и прочих атрибутов. Такую «модель», даже если это не муляж, после съемки в любом случае съесть уже нельзя.
В дополнение к стандартному реквизиту в арсенале фуд-фотографов есть профессиональное оборудование и приспособления из ткани, медикаментов, бакалеи и художественных салонов.
Паяльная лампа : для поджаривания хотдогов, краев сырых котлет для гамбургеров, и «гусиной» кожи сырой дичи. (внимание: перед тем, как поджаривать хотдог паяльной лампой, сосиски следует отварить, чтобы они не взорвались).
Моторное масло : для замены нефотогеничного сиропа.
Глицерин : в совокупности с кисточками разного размера (для того, чтобы придать морепродуктам свежий вид, как будто их выловили сегодня утром) и распылителем (чтобы придать листьям салат свежесорванный и свежевымытый вид).
Лак для волос : дарит новую жизнь засохшему куску пирога.
Защитный спрей для ткани : предотвращает пропитку блина, с приколотыми к нему ягодами черники, сиропом из моторного масла.
Зубочистки : скрепляют непослушные сэндвичи и выковыривают идеальные по форме крошки из «горячих» кексов.
Пинцет : с его помощью пасту закручивают в красивые кольца и распределяют миниатюрные, но играющие очень важную роль, крошки.
Большой шприц : помогает имитировать эффект пышной куриной грудки, закачивая под кожу сырой птицы картофельное пюре, после чего курицу обжаривают паяльной лампой.
Коричневый крем для обуви : для придания сочности «только-что-зажаренному» сырому мясу.
Ароматные палочки и дымящиеся шарики : для имитации пара от горячих блюд (для устранения эффекта заженной сигареты, лежащей за тарелкой, на дым нужно слегка подуть).
Клей ПВА : используется вместо молока для фотографий хлопьев и сухих завтраков, а также для склеивания пирога (который на самом деле наполнен картофельным пюре и лишь на разрезе замазан лимонным заварным кремом или клубничным джемом).
Кухонные полотенца : если порвать их на маленькие «кляксы», то они помогают вязкому сиропу закрепиться на верхушке мороженого, которое на самом деле является варевом из сахарной пудры и жира.
Прочные картонные квадратики : используются для съемок пирожков или сэндвичей с мясом для того, чтобы предотвратить соприкосновения жирного мяса с салатом. Несколько стратегически расположенных шляпных булавок и вуаля! Самый совершенный в мире гамбургер. И выбор булочки здесь — критически важная часть постановочного процесса, фотографы знают, как правильно приклеить клеем кунжут там где его мало.