Краткий путеводитель по Концептуальному Символизму
«Я рисую не то, что вижу, а то, что думаю» Пабло Пикассо
Общее впечатление от концептуального символизма нисколько не обманчиво – это действительно самостоятельный подход, в меньшей степени опирающийся на современные человеческие знания и эмоции, и в большей степени включающий в себя традиционное и забытое понимание общефилософских и эстетических критериев.
Евгений Гегузин/Evgeny Gegouzin. The Eye of God. 1991. Oil on cardboard. 85x90 cm
Этот метод будет выглядеть достаточно странным - с точки зрения адепта существующих взглядов на окружающий мир. Однако, многие явления заставляют сомневаться в правильности текущего восприятия и предполагать существование окружающей действительности в иных формах и по иным законам.
А так как подход этот не только художественный, но и мировозренческий, то необходимо ознакомить не разучившихся читать граждан с некоторыми положениями такого взгляда на мир.
Евгений Гегузин/Evgeny Gegouzin. Still Life. 2005. Acrylics & foam on cardboard. 140x150cm
1. Концептуальный символизм (далее К.С.) не базируется на принятых философско-эстетических доктринах, утверждающих присутствие человеческого разума как высшей формы познания.
2. К.С. отталкивается от принципа неизвестности и непознаваемости Замысла и конечной двусмысленности эксперимента.
3. К.С. считает эстетическую компоненту не сопутствующей, а фундаментальной чертой любого бытия.
4. К.С. не делит окружающий мир на сознательный и бессознательный.
5. К.С. не отделяет материю от идеи.
Евгений Гегузин/Evgeny Gegouzin. Black Gold. 2008. Acrylics on canvas. 100x100 cm
Эти краткие тезисы теории К.С. являются лишними для многих сторонников существующей точки зрения на особую роль человека в мире. Однако, не стоит забывать и о возможности перехода от провозглашения человеческого индивидуума царем природы к признанию его частью оной, при этом частью достаточно стандартной и подверженной изменениям в рамках системы, состоящей из субъекта и объекта, что находит нижеследующее отражение.
1. Практические знания человеческого общества столь же малы, как и тысячелетиями ранее.
2. Теоретические знания человека есть не более чем перечень вопросов.
3. Позиция современного общества в культуре и эстетике непоследовательна и произвольна.
4. Так называемый прогресс обеспечивается движением в неизвестном направлении.
5. Мышление индивидуума строится на неадекватной картине окружающего мира.
6. Система судорожно пытается заменить субъект, при этом используется термин «дегуманизация общества».
Евгений Гегузин/Evgeny Gegouzin. Old Line. Jerusalem. 2019. Installation. 200x200 cm
Эти тезисы представляются не требующими доказательств - для всех, кто не является предубежденным сторонником общечеловеческих заблуждений. Но свойства человеческого разума часто делают неприемлемой картину с его незначительностью, а именно это показывает концептуально-символический подход и в плане эстетическом, и в плане философском.
Происходящая сейчас глобальная трансформация обусловлена, прежде всего, неспособностью системы в современном виде продолжать свое существование. В этой связи возможны решения, как связанные со сменой субъекта, так и связанные со сменой объекта и даже со сменой системы.
Евгений Гегузин/Evgeny Gegouzin. Eilat on the Red Sea. 2021. Acrylics on canvas. 100x100 cm
Приведенные фото арт-объектов русско-израильского художника Евгения Гегузина (Evgeny Gegouzin) являются наглядными иллюстрациями к современной концептуально-символической практике в визуальном искусстве.
Дополнительная информация www.newlineart.com