Non scholae, sed vitae

Non scholae, sed vitae

Поговорка, вынесенная в усечённом виде в заголовок, означает, что мы должны учиться не ради того, чтобы получить одобрение школьных наставников, а чтобы выйти подготовленными в самостоятельную жизнь. Мы не станем оспаривать полезность знаний о том, сколько пестиков и тычинок содержится в типичном цветке растения семейства крестоцветных, или почему Татьяна Ларина отказала Онегину, встретившись с ним через несколько лет после пресловутого письма. Может быть, это тоже кому-то помогает жить. Например, фермерам, выращивающим крестоцветную горькую редьку, или консультантам по вопросам брака и семьи.

Но вот неумение формально взрослых людей обращаться с любыми деньгами, хоть честно заработанными, хоть подаренными или унаследованными, может вызвать только недоумение. Человек подписывает договор на потребительское кредитование и даже приблизительно не может сказать, чему равен фактический годовой процент (то есть, какую долю цены он переплатит за возможность обладать вожделенным айфоном сию секунду, а не через год-полтора). Другой соглашается вносить деньги в аналог МММ или подписывается быть распространителем какой-то ерунды по методу сетевого маркетинга и даже не подозревает, что через несколько итераций не только в России, но и во всей метагалактике не хватит людей, чтобы обеспечивать ему доход по инвестициям или покупать распространяемый им товар. Он судит о том, каков курс рубля к доллару или к евро по вывескам обменных пунктов, не догадываясь о том, что на это сильно влияют комиссионные менял...

Можно возразить: мол, сложные проценты и геометрическую прогрессию изучают в курсе математики. Но при этом не увязывают полученные знания с реальной жизнью. Ребёнок может на отлично написать контрольную, решив примеры по вычислению такого-то члена прогрессии или её суммы и не понять, что какое-то явление из окружающей жизни подчиняется тем же закономерностям. Например, сетевой маркетинг или финансовые пирамиды.

Наверное, имеет смысл, может даже за счёт «академического» компонента школьной программы, найти время на преподавание такого предмета, как управление персональными финансами. Невозможно научить зарабатывать, каждый это делает по-своему, но можно научить тратить деньги так, чтобы укладываться в заработок. Учитывать все доходы и расходы, анализировать, вычленяя излишние траты, уметь оценивать условия ссуд и кредитов, распознавать мошеннические схемы. А если в результате образуются лишние деньги для сбережений, так хотя бы иметь представление о том, какие возможности и риски стоят за разными активами, в которые возможно инвестировать...

Материал создан при поддержке сайта www.banki.ru
 

Non scholae, sed vitae