Драгоценный ручейник

Драгоценный ручейник

Проект Gold Cocoon художника Hubert Duprat: личинки ручейника (лат. Trichoptera) создают свои трубчатые домики из подручного материала; Хьюберт подложил в качестве строительного сырья крупинки золота, жемчуг и бирюзу — и трубочки насекомых получили вид необычных ювелирных изделий.
 
Водные личинки ручейников со своими чехликами, среди других материалов включающими золото, опал и бирюзу. Фото: Жан-Люк Фурнье (Jean-Luc Fournier). Любезно предоставлены галереями Art:concept (Париж) и Zero Gallery (Милан).

На этих фотографиях изображены результаты необычного творческого сотрудничества французского художника Губерта Дюпра и группы личинок ручейника. Небольшие крылатые насекомые, принадлежащие к отряду волосистокрылых (Trichoptera), и близкородственные к отряду бабочек — ручейники живут возле ручьев и водоемов, и производят водные личинки, строящие специальные оболочки, или чехлики, для защиты своих развивающихся организмов. Чехлики прядутся из шелка с использованием песка, кусочков камней или растений, рыбных костей и раковин ракообразных — в обилии доступных в экосистеме бентоса. Эти личинки невероятно легко приспосабливаются: если в их среде появляются другие подходящие материалы, они используют и их тоже.

Дюпра, родившийся в 1957 г., начал работать с личинками ручейника в начале 80-х. С самого детства он был заядлым натуралистом, и знал о существовании ручейников, и о том, что они были предпочтительной наживкой при ловле форели. Идея о создании проекта, изображенного здесь, пришла к нему, когда он наблюдал за старателями, моющими золото в реке Арьеж на юго-западе Франции. Собрав личинки, он перенес их из их обычной среды обитания в свою студию, где аккуратно удалил естественные чехлики и поместил личинки в аквариум, заполненный различными материалами, из которых личинки могли заново построить свои защитные домики. Он начал с золотых блесток, а позднее добавил и другие полудрагоценные и драгоценные материалы (включая бирюзу, опал, лазурит и кораллы, жемчужины, рубины, сапфиры и алмазы), которые вы можете видеть на фотографиях. Насекомые не всегда используют все доступные материалы для постройки своих чехликов, и, как заметил Дюпра, с некоторыми материалами личинки управляются легче, чем с другими. Более того, чехлик, построенный одной личинкой, и оставленный после превращения во взрослое насекомое, иногда используется другой личинкой, которая может переделать его, изменив размер и форму.

Дюпра прослеживает сходство своей работы с экспериментами пионеров в области энтомологии 19 в., таких, как Франсуа-Жулье Пикте (François-Jules Pictet) и Жан-Анри Фабр, во время которых насекомым, строящим различные конструкции, давали альтернативные, «неродные» материалы. В контексте произведений художника — который, через свою концептуальную скульптуру, часто обращался к различным аспектам мимикрии как в области природы, так и в области производства — проект с личинками ручейника служит примером возрастающего интереса Дюпра к продуктивному слиянию органических форм и современных материалов. Помимо этого, его работы поднимают более широкий, философский вопрос в отношении поведения и намерения, который был остроумно сформулирован критиком и философом Кристианом Бессо в разговоре с художником в конце 90-х:

 

 

Различение произведений искусства и произведений природы, сделанное Кантом, ставит нас в затруднительное положение. Производство артефактов внутри самой природы представляет собой проблему, которая становится еще больше при рассмотрении эстетического аспекта. Кто создатель? Насекомое, либо, в более широком смысле, природа? Вопрос эстетики в природе является камнем преткновения науки…

Вашу деятельность как художника, вмешивающегося в нормальную этологию насекомых, как мне кажется, можно описать как внесение помех, усложняющих окружающий их физический мир, и получение результата. Отклоняя поведение личинок своими художественными манипуляциями, Вы удваиваете эффект. С биологической точки зрения — случайное событие инициирует самоорганизацию. С человеческой точки зрения — эффект достигается именно намерением экспериментатора…

Является ли драгоценный чехлик личинки произведением насекомого, или произведением художника? Вопрос поставлен неправильно. Это противоречие можно разрешить путем разделения точек зрения. С точки зрения биологии, личинка ничем не обязана художнику (который лишь создает один из тысячи других шумов в ее среде). С точки зрения человека, личинка является лишь исполнителем проекта художника. Творческое заявление в данном случае выражается в смешении двух уровней путем наложения. Эстетический результат (естественный и художественный одновременно) превращает чехлик личинки — представляющий собой нечто большее, чем просто отклонение или бытовой предмет, выполненный с помощью художника, и рассматриваемый как предмет искусства — в двоякий экспонат…

Драгоценный ручейник
Драгоценный ручейник