С чего начинаются видеоролики

С чего начинаются видеоролики

Типичный рекламодатель экономит на качестве видеороликов и... ошибается. Затраты, связанные с рекламным прокатом на TV, являются самыми капиталоемкими в структуре маркетинговых расходов компаний. Например, по сводным данным ведущих телевизионных каналов России, только в последнем квартале 2004-го российские компании потратили порядка $320-330 млн на ТВ-рекламу своей продукции и услуг. И это без учета средств, израсходованных на создание рекламы. 



Не по Гегелю 

Экономия денег на создании роликов в пользу увеличения частоты их выхода в телеэфир — типичная ошибка рекла-модателей. Дабы увидеть результаты такой экономии и убедиться, что Райкин прав ("колиКчество не означает каКчество”), достаточно включить телевизор. Достоверно оценивать эффективность рекламы на постсоветском пространстве не принято - в этом, собственно, заинтересованы все участники процесса (PR-департаменты компаний, рекламные агентства и телеканалы). Однако с высокой долей вероятности можно предположить, что пользы от некачественного рекламного видеоролика немного. Не было бы вреда. 

Люди, не один год занимающиеся подготовкой рекламных видеороликов, утверждают, что 20% заказчиков, намереваясь потратить на размещение рекламы порядка $100 тыс., готовы заплатить за создание рекламных продуктов всего $1-2 тыс. Каждая третья компания — немногим более $5 тыс. Тогда как желающих потратить на создание ролика более $20 тыс. (приблизи-тельно столько, по мнению специалистов, стоит качественный клип), можно смело заносить в Красную книгу рекламного бизнеса. 

Впрочем, бюджет рекламного видеоролика — только одна сторона медали. Ибо размер рекламных инвестиций и их рентабельность — далеко не одно и тоже. К примеру, копирайтер креативного агенства Instinct (Москва) Наталья Смелова не знает, сколько заплатили Николаю Фоменко за участие в ролике по продвижению моторного масла. Однако, по ее мнению, "клип получился шаблонный и тусклый”. Причина — "Фоменко, которого многие воспринимают как балагура, произносит в ролике стандартные, избитые фразы”. В то время как менее популярный актер — толстяк Александр Семчев сделал рекламный клип буквально одним ответом: "Где был?” — "Пиво пил!”. Простенько и со вкусом. 

Кстати, бессменный организатор "Ночи пожирателей рекламы” Жан-Мари Бурсико (в его коллекции 750 тысяч реклам-ных роликов) больше всего ценит в рекламе краткость и оригинальность идеи. А потому не стоит удивляться, если сценарий, умещающийся в пол-листа формата А-4, наш разработчик ролика оценивает от 100 долларов. 




Step by step 

Создание рекламного видеоролика начинается с того, что заказчик "брифует” специализированное агентство. Или, проще говоря, сообщает PR-профессионалам о том, что, когда, где и как он собирается рекламировать. Агентство, в свою очередь, предлагает идеи и варианты практической реализации "брифа”. На этом этапе как раз и происходит самое интересное — заказчик вступает в отношения со специалистами, обсуждает с ними бюджет и содержание ролика. Причем, с одной стороны, в процессе этого диалога клиент всегда прав. С другой — ему следует заблаговременно запастись вилкой, чтобы вовремя снимать с ушей лапшу, которую попытаются навесить пиарщики-профи. А потому нелишне ознакомиться с основными этапами подготовки рекламного клипа и узнать, что стоит за терминами, которыми обычно оперируют асы-рекламисты. 

Начнем с того, что по итогам переговоров с заказчиком нормальное агентство должно выслать в продакшн-студию специальную заявку. Во избежание дальнейших недоразумений заявка должна содержать: 

  • информацию о заказчике и его продукте (услуге); 
  • фото продукта (бренда); 
  • перечень потребительских преимуществ услуги (продукта); 
  • описание потребительской аудитории; 
  • ожидаемое эмоциональное впечатление от просмотра ролика; 
  • описание объектов, присутствующих в кадре; 
  • слоган и язык месседжа; 
  • тип раскадровки (цветная или черно-белая); 
  • диапазон бюджета клипа; 
  • сроки выполнения заявки. 

В ответ продакшн-компании высылают "тритмент” (режиссерская концепция ролика с указанием имени автора) и "шоу-риал” (подборку предыдущих работ режиссера), а также состав операторской группы, график и место съемочного процесса, смету. Контролируя выбор агентством продакшн-студии, нелишне поинтересоваться о специализации клипмейкера. По мнению опрошенных Контрактами участников рынка, все столичные (киевские) студии универсальны, однако работы Panda-FX и Бабич-дизайн известны своей компьютерной графикой, в Pistolet film лучше всего снимают видео, а в Paradise делают качественную анимацию. Теоретически, клиент может заказать ролик той или иной студии без посредников. Однако в денежном эквиваленте это существенной роли не играет — себестоимость производства клипа легко проверить, а основную прибыль агентству приносит размещение и ротация продукта. 



Буклет — на все ответ 

Окончательный консенсус по поводу ролика между клиентом, агентством и студией достигается в формате ПМ — "предпродакшн-митинг” (не путать с пистолетом Макарова). Перед началом ПМ студия в обязательном порядке должна со-гласовать с агентством: 

  • режиссерскую раскадровку ролика; 
  • актеров, прошедших кастинг; 
  • реквизит и костюмы; 
  • черновой вариант компьютерной графики; 
  • музыкальное сопровождение; 
  • эскизы декораций; 
  • график съемок. 

А заказчик — потребовать от своих контрагентов ПМ-буклет (так на профессиональном сленге называется повестка дня предпроизводственной встречи). Заметим, что студия в ходе ПМ, как правило, представлена режиссером, продюсером, оператором и художником. Агентство — гендиректором, PR-директором и финансистом. Соответственно, главная функция буклета — координация действий заинтересованных сторон при утверждении той или иной позиции, связанной с производ-ством ролика, позволяющая заказчику не заблудиться в сленговых дебрях и нюансах процесса. Профессиональные участ-ники рынка предоставляют ПМ-буклет клиенту заблаговременно. Причем идеальная повестка должна быть выписана до мелочей — все вопросы, связанные с созданием ролика, должны быть обсуждены и одобрены клиентом. Ибо после того как заказчик даст добро по всем позициям ПМ-буклета, он берет на себя соответственные финансовые обязательства. 

"Новые идеи в формате ПМ, как правило, не выдвигаются, а ранее разработанные — подтверждаются документально”, — говорит директор отдела ТВ-производства BBDO Moscow Елена Гажевская. А режиссер Pistolet Film Владимир Якименко обращает внимание, что "до достижения окончательных договоренностей рекламный бюджет практически не расходуется. Поэтому крайне важно, чтобы ПМ не был пустой формальностью, когда решения зависают в воздухе”. 

Во избежание "зависающих решений” в процессе ПМ клиент подписывает (отвергает) каждое отдельно взятое предло-жение контрагентов. При этом заказчику лучше всего руководствоваться старой PR-пословицей: "Все, что можно потрогать руками — нужно трогать”. В частности, оценивать актеров, задействованных в производстве ролика, следует не по фотографиям (согласно традиции, их никогда не показывают вживую до начала съемки), а по видео — желательно, чтобы все актеры были в одном кадре, демонстрирующем результат кастинга. "Трогать” нужно место съемки, костюмы, реквизит и т. д., поскольку примеры, когда контрагенты заказчика не выполняли обязательства, в рекламной практике являются скорее правилом, чем исключением. 

Несмотря на то что каждая секунда — это деньги, время на ПМ лучше не экономить. И не нужно стесняться "мариновать” продвинутых пиарщиков — Якименко утверждает, что нормальное ПМ-обсуждение занимает до десяти часов чистого времени. В общем, мелочей при подготовке видеоролика не бывает (будь то цвет декораций или музыкальное сопровождение). По итогам ПМ, собственно, и наступает момент истины — стороны принимают и документально фиксируют окончательные решения о производстве видеоролика (съемке видеоролика). Остальное — дело техники. Ее качеством, к слову, следует поинтересоваться в первую очередь. 



С чего начинаются видеоролики