Бесплатный сыр…  или 7 мифов об авторском праве на музыкальные произведения в рекламе

Бесплатный сыр… или 7 мифов об авторском праве на музыкальные произведения в рекламе

Бесплатный сыр… или 7 мифов об авторском праве на музыкальные произведения в рекламе. 
      



Жила-была песня. И был у нее хозяин. Однажды на песню напал злой пират и отнял ее у хозяина….Знакомая история? А может быть пират был не злой? Может быть он и не отнимал ее вовсе, а просто взял на время, чтобы поиграть, друзьям показать, деньжат подзаработать…

Знакомая история?
Как это возможно, спросите вы, ведь каждый знает, что просто «взять» песню нельзя, есть ЗАКОН! Но удивительное дело, на просторах интернета можно найти множество толкований этого закона в пользу «пирата». Я бы назвала их мифами об авторском праве. Так давайте постараемся их развеять.  



Миф 1.


Разрешено использовать небольшой отрывок любого произведения  (до 10 секунд или до 8 тактов или до 8 нот мелодии) в своих целях без разрешения правообладателя. 

Увы, и это миф.
Не имеет значения, как вы используете объект авторского права  - частично, в полном объеме - законом вообще запрещено использовать чужие объекты авторского права вне зависимости от объема.
Достаточно одной-двух секунд несанкционированного использования  чужого музыкального(и иного – видео, аудио и проч.) произведения, чтобы это являлось нарушением авторского права. 

Даже если в вашем видеоролике из «радиоточки» звучит песня – это также является нарушением, если использование этой песни не согласовано с правообладателем. Вы можете возразить, что вы всего лишь цитируете произведение.

Да,  закон допускает цитирование объектов авторского права и при этом устанавливает  условия цитирования, а также ограничивает цели цитирования. По закону цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора, а в случае с роликом вы выдаете выдаете использование объекта авторского права за цитирование. 

Цитирование – это не копирование!
Нельзя, например,  набрать множество отрывков из различных музыкальных (видео, аудио и проч.) произведений, объединить их, связать своими проигрышами, заставками и проч. и получить в результате свое оригинальное произведение! Даже при том условии, что вы  укажете всех авторов и исполнителей, вы все равно нарушите закон.потому что это не цитирование, а незаконное использование частей чужих объектов авторских прав.  



Миф 2.


Существует множество «бесплатных» и «свободных» музыкальных произведений, библиотек сэмплов и продакшн библиотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях.  

Увы! Практически не существует , т.е. в любом случае не допускается их коммерческое использование, к тому же вам необходимо иметь разрешение правообладателя и на это.

Если вы осуществляете  запись исполнения песни,  ее сведение или творческую переработку (например, добавляет к записи сэмплы), то вы должны быть автором-исполнителем этих сэмплов, либо иметь разрешение правообладателя на это, т.к. сэмплы и иные звуки из продакшн библиотек являются объектом авторских и смежных прав. Ведь если в вашей песне использована короткая музыкальная фраза , на которую у вас нет прав, ее автор  может запретить использование записанной песни.

Все договоры с обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме. Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!  



Миф 3.


Разрешено использовать чужие произведения в не коммерческих, а чисто ознакомительных  целях.

Вы уже догадались – это тоже миф.

Понятия «ознакомительных целей» в законе не существует. Не имеет значения, в каких целях вы осуществляли незаконное использование чужих объектов авторского права. Не имеет значения получали ли вы при этом деньги или иную выгоду.  Правообладатели  в любом случае могут вас привлечь  к ответственности за нарушение авторских прав с выплатой компенсации  за незаконное использование чужих объектов авторского права (до 5000000 рублей).





Миф 4.


Можно использовать чужую мелодию или видео, перемонтировать и наложить свой звук, чтобы получить свое новое  произведение и не нарушить авторские права.

Увы и ах! Снова неверно.

Наложение текста и/или графики на чужие произведения – отдельное нарушение авторских прав.  Такие действия нарушают право автора на целостность и неприкосновенность произведения (ст.ст. 1255, 1266 ГК).







Миф 5.


При покупке лицензионного носителя (например, CD), можно использовать его по своему усмотрению – перерабатывать, воспроизводить публично и т.д., ведь лицензия-то получена!

Опять мимо!

Покупка лицензионных  дисков дает вам право на использование их только в личных целях. Т.е. вы не вправе их публично показывать или исполнять, размещать в Интернете, распространять.  




Миф 6.

Можно написать ремикс на любое музыкальное произведение, чтобы уйти от претензий по незаконному использованию авторского произведения, ведь в этом случае, вы сами являетесь автором.

Огорчу вас, и это не совсем так!

Автором ремикса является его создатель. Это верно. Но  использовать получившееся произведение даже на собственном сайте для бесплатного скачивания автор ремикса не может,  не получив согласия  на создание этого самого  ремикса у правообладателей оригинала (авторов, исполнителей и производителей фонограмм), разумеется, в письменном виде.

Если права на создание ремикса у вас есть,  то вы вправе использовать его самостоятельно, по своему усмотрению и получать весь доход от его использования.



Миф 7.


Разрешено использовать классические произведения в любом объеме без согласования с правообладателем.

Да, авторские права на классические произведения перешли в общественное достояние.На практике это означает, что вы можете взять ноты интересующего вас произведения, сыграть его на скрипке или рояле, а может быть и нанять свой оркестр и получившуюся запись использовать в рекламном ролике. Но вы не можете использовать уже готовую запись произведения без согласования с владельцем смежных прав, т.е. владельцем фонограммы. Как правило, владельцами многих фонограмм классических произведений являются крупные лейблы-издательства, которые с готовностью предъявят вам претензии.  



Сделаем выводы.

Всемирная паутина позволяет скачать любой музыкальный материал, но если вы собираетесь его использовать каким-либо оразом, кроме личного прослушивания у камина с бокалом вина , получите разрешение хозяина! Создатели рекламных роликов, в которых используется музыка, обычно нанимают компорзитора  и исполнителей, либо покупают права на использование готовых произведений в различных продакшн библиотеках. Например, в Росии крупнейшая библиотека – BMRU располагает базой из 70 часов музыки для рекламы.




Автор Маргарита Набокова, продюсер компании «РИО Продакшн» (BMRU)
Продюсер российской музыкальной Продакшн библиотеки BMRU (Broadcastmusic.Ru), копирайтер, консультант по музыкальному программированию.
Опыт работы - более 15 лет.
Прошла путь от диджея "Европы+" до генерального продюсера холдинга радиостанций "Arnold Prize".
Постоянный консультант ряда крупнейших радиостанций России, в их числе: «Максимум», «Добрые песни», «Милицейская Волна», «Джаз», «Премьер» (г. Вологда), «РосРадио» (г. Вологда)
ТВ-каналов: Music Box, 1й Музыкальный.
Продюсер более 20 пакетов оформления эфира радиостанций России и СНГ
2007- … Продюсер крупнейшей музыкальной библиотеки для радио, ТВ рекламы
2007 "Сибирский Децибел" 1-е место, оформление эфира
2006   Московский Международный Фестиваль Рекламы. Шот-лист: "Радио. Музыкальный логотип"
2005 Лауреат профессиональной премии Попова в номинации "Оформление Эфира"
Соавтор книг "Мы говорим, нас слушают" (ФНР Россия)
Соавтор книги А. Бубукина "Эфирные тайны"  (глава о ведущих на радио)