Дистанционное обучение: плюсы и минусы

Дистанционное обучение: плюсы и минусы

Одна из новых возможностей, которые они предоставляют – это система дистанционного обучения. В отличие от традиционного заочного образования, где студенту необходимо приезжать раз в год на сессию, которая длится месяц или немного больше, дистанционное обучение позволяет вообще обойтись без непосредственного контакта учащегося и преподавателя. Конечно, такую возможность можно реализовать без Интернета, сделав упор на переписке, но тут возникает ряд сложностей: нет возможности просто выложить материалы на сайт, надо тратить время на обмен почтовыми отправлениями, которые не только довольно долго идут, но еще и порой теряются. Но Интернет-технологии в образовании  используются активно и уже давно и потому технически организовать процесс дистанционного обучения относительно несложно.

Первым плюсом ДО является возможность сократить затраты на обучение, причем это касается обеих сторон. Вузу нет необходимости искать аудитории для студентов, студентам не нужно ехать в другой город, отрываться от работы, тратить деньги на съем жилья. Еще одно важное достоинство заключается в том, что ДО позволяет одновременно обучать большое количество людей, в результате чего вуз может сократить ряд преподавателей. Современные средства обучения, электронные библиотеки, видеоконференции, веб-семинары и т. д. дают возможность повысить качество образования, сделать занятия более наглядными. Наконец, дистанционное образование – хороший способ создать единую образовательную среду, что особенно удобно, когда речь идет о корпоративном обучении.

С другой стороны, люди, скептически относящиеся к ДО, резонно замечают, что у этой технологии есть серьезные минусы. Недостатком является отсутствие прямого контакта с преподавателем. Педагогическая наука давно продемонстрировала на большом количестве собранного материала, что чем больше у учащегося возможности задавать вопросы преподавателю, тем более эффективным является обучение. Превращение учителя в придаток к компьютеру, цель которого – дать задание, а потом проверить его выполнение, может привести к тому, что специалист будет обладать определенной информацией и даже навыками, но в то же времея будет страдать от недостатка инициативности и неумения решать нестандартные задачи.

Еще одна проблема – специфически российская. В нашей стране диплом давно уже имеет сомнительное отношение к успеваемости студента, к тому, насколько он усвоил материал, насколько успешным специалистом он является. В этой ситуации дистанционное обучение – еще один шаг к формализации образования, результатом которого станет дальнейшее обесценивание диплома. Поэтому ряд специалистов рекомендуют использовать ДО только для повышения квалификации и организации краткосрочных курсов, но не применять его в сфере высшего образования.